Амикрон

Рынок с устоявшимися лидерами

Новых игроков ждать не стоит

Коммерсантъ.ru.  «Строитель». Приложение, №146 (4931), 09.08.2012

Объемы производства железобетонных изделий (ЖБИ) в Петербурге и области продолжают расти. В настоящее время спрос подталкивает производственные компании увеличивать выпуск изделий, к которым еще 5-6 лет назад не было повышенного интереса. Например, эксперты отмечают возникновение спроса на трехслойные стеновые панели с утеплителем, межкомнатные перегородки, нестандартные плоские изделия, выполняемые по чертежам заказчика.

Если говорить о частных покупателях, то они, как правило, приобретают кольца для колодцев, иногда дорожные плиты, трубы, которые потом используют для благоустройства своих участков. При этом объем «частных» заказов сравнительно небольшой, поэтому работа с такими покупателями ведется через дилеров или строительные базы.

По оценкам экспертов группы ЛСР, емкость рынка ЖБИ составляет примерно 710-730 тыс. куб. м в год с тенденцией умеренного общегодового прироста на уровне 5-7%. Как отметил Александр Батушанский, управляющий партнер консалтинговой группы «Решение», в период кризиса объемы производства железобетонных изделий сократились примерно на 40%, активный рост начался в 2010 году. В 2011 году емкость рынка ЖБИ (без изделий крупнопанельного домостроения), по оценкам ЗАО «Решение», составляла около 680 тыс. куб. м. «В этом году темпы прироста будут выше 10 процентов. Что касается цен на ЖБИ за полгода, то значительных изменений я не заметил, по отдельным позициям наблюдается рост в пределах 5 процентов, по другим — такое же снижение»», — анализирует господин Батушанский.

Ольга Киюцина, генеральный директор аналитического агентства «Амикрон-консалтинг», подсчитала, что в 2011 году в Петербурге и области было произведено порядка 1,16 млн куб. м железобетонных изделий и конструкций. «За первые пять месяцев 2012 года выпуск составил 0,45 млн куб. м, что на 12 процентов превышает показатели того же периода 2011 года. По отношению к докризисному уровню рынок пока окончательно не восстановился», — говорит госпожа Киюцина.

Основными факторами, влияющими на стоимость железобетонных изделий, традиционно являются расходы на сырье, энергоносители, используемые при производстве, транспортировку продукции, ввозная пошлина и хранение готовых материалов. На динамику спроса оказывает влияние и сезонная составляющая — строительный сезон начинается с мая и продолжается до октября.

Как заметили специалисты, рынки традиционных материалов, такие как кирпич, ЖБИ, дерево, довольно консервативны, что неудивительно, так как за тысячи лет технологии сильно не изменились. Причем железобетон самый «молодой» материал, так как появился только в XIX веке. Тем не менее определенные новшества появляются, но они, как правило, касаются состава используемой бетонной смеси, способов крепления, сочетания железобетона и прочих материалов, а также в технологиях его производства.

По мнению Ильдара Кутыева, директора по развитию ОАО «Производственное объединение «Баррикада»», входящего в состав группы ЛСР, перспективы рынка ЖБИ целиком зависят от тенденций развития строительного рынка. «Активное внедрение с начала 2000-х технологии монолитного домостроения сократило потребности в изделиях, которые традиционно использовались «кирпичниками» — перемычках, типовых плоских плитах, пустотных плитах опалубочного формования. Одновременно появились потребности в изделиях, которые упрощают возведение домов по монолитной технологии — специально разработанные лестничные марши, новые типы вентиляционных блоков и лифтовых шахт. Переход от точечного строительства к комплексному освоению территорий создает перспективы для строительства массового жилья среднего ценового сегмента», — сказал господин Кутыев.

Строительный рынок Петербурга и Ленинградской области полностью обеспечивается существующими местными производствами, несмотря на то, что некоторые привозные материалы стоят дешевле. «В определенный период развития рынка в городе появлялись ЖБИ, например, из Белоруссии, которые были дешевле местных изделий, но сейчас их доля незаметна, — считает Александр Батушанский, управляющий партнер консалтинговой группы «Решение».

Сегодня безусловным лидером на рынке железобетонных изделий является группа ЛСР. По сообщениям пресс-службы компании, в первом полугодии 2012 года группа реализовала 204 тыс. куб. м железобетонных изделий, что на 14% выше показателей аналогичного периода 2011 года. В том числе было реализовано 167 тыс. куб. м в Санкт-Петербурге, 5 тыс. куб. м в московском регионе и 33 тыс. куб. м в Екатеринбурге.

Поставки железобетонных изделий осуществлялись на строительство целого ряда жилищных проектов, для возведения объектов коммерческой недвижимости, а также на инфраструктурные проекты, в том числе терминал Морского торгового порта в Усть-Луге, строительство железной дороги, Западного скоростного диаметра, нового терминала в Пулково и Юго-Западной ТЭЦ.

Предприятиями группы ЛСР производится значительный объем ЖБИ для крупнопанельного домостроения. В первом полугодии 2012 года предприятия группы в Петербурге, Москве и Екатеринбурге передали заказчикам 311 тыс. кв. м домов из сборного железобетона, включая продажи ЖБИ для возведения жилых объектов в Екатеринбурге и Москве, в 2011 году — 644 тыс. кв. м. В Петербурге объем строительно-монтажных работ составил 180 тыс. кв. м и на 33% превысил показатели аналогичного периода прошлого года, в Москве — 76 тыс. кв. м (+20%), в Екатеринбурге — 55 тыс. кв. м (+55%).

Из других заметных игроков стоит выделить «СИБ-Центр», ЖБИ-6, «Т-Бетон», «Бетсет», но их доли, как правило, не превышают 10%. Всего же в Петербурге и Ленобласти работает около 90 производителей ЖБИ.

Состав игроков значительно не меняется уже много лет. «Это достаточно консервативный рынок, который за долгое время серьезных изменений не претерпел. Состав участников рынка ЖБИ не будет меняться еще многие годы, возможны лишь незначительные корректировки в долевом распределении», — подытожила Ольга Киюцина, генеральный директор аналитического агентства «Амикрон-консалтинг».

Многие крупные застройщики производят железобетонные изделия «под себя». «В настоящее время строительство практически всех собственных объектов ведется за счет материалов, произведенных предприятиями группы. Типовые изделия — дорожные плиты, кольца колодцев, заборы, элементы лестниц, вентиляционные блоки — выпускают многие производители, в том числе и сравнительно небольшие компании. Поэтому монополизации рынка опасаться не стоит. Главное, чтобы в конкурентной борьбе, стремясь дать минимальную цену, производители не экономили на качестве — этим зачастую страдают именно небольшие производители, ведь на крупных предприятиях традиционно существуют отделы ОТК, заводские лаборатории, да именем своим «игроки со стажем» дорожат», — считает Ильдар Кутыев.

 

Светлана Семенович