Амикрон

Цементный бум на зыбком фундаменте

Бурный рост цементного рынка может оказаться непродолжительным

«Эксперт» №28 (811), 16 июл 2012

Бурный рост цементного рынка может оказаться непродолжительным, если в структуре потребления этого стройматериала не возрастет доля инфраструктурного строительства

В этом году строители преподнесли неожиданный сюрприз производителям цемента. С весны спрос на «хлеб строительства» растет настолько стремительно, что многие цементные заводы угнаться за ним не могут. За пять месяцев объемы потребления цемента выросли почти на 20%, а производство — на 16,5%. В мае произведено 6,1 млн тонн — рекордный для этого месяца показатель за последние десять лет. Дефицит (около 0,4 млн тонн) покрывается импортом, объем которого по сравнению с прошлым годом увеличился вдвое (основные поставщики — турецкие компании). Растут объемы производства не только цемента, но и других стройматериалов, в которых он используется. По данным руководителя компании «Амикрон консалтинг» Ольги Киюциной, за пять месяцев этого года объемы производства бетона увеличились на 19%, железобетона — на 14% к аналогичному периоду прошлого года.

В июне, хотя и с некоторым замедлением, цементный рынок продолжил набирать обороты. По информации компании СМ Pro, объем отгрузки железнодорожным транспортом вырос на 4% по сравнению с маем. «В июне мы выпустили рекордные с 1972 года объемы цемента в месяц — около 330 тысяч тонн», — радуется акционер «Сухоложскцемента» Максим Сотников. По словам цементников, продукция уходит «с колес».

Впрочем, многие эксперты опасаются, что, достигнув докризисного пика, цементный рынок рискует скатиться в стагнацию. Это может произойти в том случае, если не изменится структура потребления цемента. Сейчас в ней преобладает жилищное строительство, тогда как удельный вес более стабильного и капиталоемкого инфраструктурного сектора незначителен.

Ударники производства

Основные события в цементной отрасли разворачиваются в европейской части страны. Центральный федеральный округ — самый крупный рынок сбыта цемента, его доля в общем потреблении оценивается более чем в 35%. В мае именно в ЦФО зафиксирован наибольший прирост потребления цемента: 34,3% к апрелю (в среднем по стране потребление выросло на 21,9%). В разгар строительного сезона здесь продается 2–3 млн тонн в месяц.

Локомотив строительной отрасли ЦФО — массовое жилищное строительство в московском регионе. В прошлом году только в Москве и Подмосковье сдано более 10 млн кв. м жилья. На разных стадиях строительства находится еще порядка 15 млн кв. м жилья в многоквартирных домах и около 1,5–2 млн кв. м в коттеджах и таунхаусах. Значительные объемы предложения сосредоточены в масштабных и долгосрочных проектах комплексной застройки. По данным Центральной цементной компании, в мае объем потребления цемента в Московской области вырос на 35%.

В кризис из-за снижения цен многие удаленные от Москвы цемзаводы (прежде всего сибирские и дальневосточные) прекратили или сократили отгрузку продукции в центральные регионы страны, поскольку обвалившиеся цены перестали покрывать логистические издержки. Сейчас освободившуюся нишу спешат занять новые и реконструированные цемзаводы, которые выгодно расположены и оснащены современным оборудованием. В частности, речь идет о запущенных в 2010–2011 годах заводах ООО ЮУГПК, группы ЛСР, «Тулацемент» (Heidelberg), новых линиях на Щуровском заводе, «Мордовцементе». Средняя себестоимость производства снижается, тогда как цены с начала года выросли более чем на 9%. Это обеспечивает модернизированным предприятиям 20–30-процентную рентабельность.

Именно новые игроки активно наращивают объемы производства. Противостоять их агрессивному наступлению пытается крупнейший производитель — «Евроцемент», придерживая свои обороты (темпы роста производства у этого холдинга ниже среднерыночных). В январе–мае «Евроцемент» увеличил объемы производства на 10%, тогда как, например, Heidelberg Cement — на 72%, «Мордовцемент» — на 39%. Однако роль маркетмейкера дается «Евроцементу» все труднее: компания постепенно сдает позиции. Доля «Евроцемента» в объемах выпуска в европейской части страны, составляющая 46,4%, с начала года сократилась на 3,1%, в то время как доля «Мордовцемента» выросла на 2,2%, а Heidelberg Cement — на 2,5% (компании контролируют 13,3 и 4,3% рынка ЦФО соответственно). В число крупнейших поставщиков цемента на рынок Москвы и Московской области вошла группа ЛСР. В целом с начала года «Евроцемент» потерял около 2,2% российского рынка (сейчас его доля оценивается в 34,2%), тогда как ряд новых и модернизированных предприятий (Heidelberg Cement и «Мордовцемент») сумели расширить свое присутствие, и, похоже, вклад новых производств в увеличение объемов выпуска будет только расти. По прогнозам, производственные мощности до 2015 года вырастут существенно: запланировано строительство заводов общей мощностью до 25 млн тонн цемента в год. Среднегодовые темпы роста мощностей по производству цемента в ближайшую пятилетку составят 3,8%.

Неубедительные рекорды

По прогнозам экспертов, в 2012 году могут быть достигнуты рекордные объемы производства и потребления цемента: 60 млн и 64 млн тонн соответственно (4 млн тонн могут составить импортные поставки — преимущественно из Турции в южные регионы). Резервы мощностей оцениваются экспертами еще примерно в 1 млн тонн в месяц. Однако никакой уверенности в том, что такие объемы будут востребованы и не обвалят рынок, у цементников пока нет. Многие эксперты признают, что существует риск затоваривания рынка с последующей коррекцией цен. По словам руководителя проекта Rucem Юрия Ерокина, в начале июля некоторые предприятия уже снизили цену на 100–200 рублей. «На всех основных рынках цемента наметилась тенденция к затовариванию, обострилась ценовая конкуренция», — говорит управляющий партнер ИК СМПРО Владимир Гузь. Тревожные симптомы обозначились на рынке жилищного строительства, удельный вес которого в структуре потребления цемента оценивается в 70–80%. По данным Института проблем естественных монополий, в первом квартале этого года доля инвестиций в жилищное строительство (в структуре инвестиций в основной капитал) снизилась до 4% (в предыдущие годы она составляла 5–6%). Некоторые подмосковные застройщики в мае-июне ощутили снижение спроса на квартиры в новостройках экономкласса на 15–20%. «Мы пока не понимаем, что это — сезон отпусков или холодные щупальца кризиса. Но на душе тревожно», — говорит один из девелоперов.

expert_811_025-1_jpg_625x625_q70 
График 1. Обострившаяся конкуренция на цементном рынке сдерживает рост цен

expert_811_025-2_jpg_625x625_q70
График 2. В разгар сезона спрос на цемент растет опережающими производство темпами

Слишком многое указывает на то, что дальнейшее движение цементной отрасли по восходящей траектории вряд ли возможно без изменения структуры потребления цемента. В 1990 году в жилищном строительстве использовалось около 45% цемента, остальные объемы направлялись в промышленный и инфраструктурный сектора. Именно такие пропорции — надежный плацдарм для развития цементного рынка. В конце концов, потенциал рынка коммерческого жилья не безграничен: не могут же граждане вечно оплачивать развитие строительной индустрии через договоры долевого участия на строительство жилья и ипотеку. В последние два года значительные объемы поставок стройматериалов (цемента в том числе) направлялись на сочинские и дальневосточные стройки. Однако два этих мегапроекта (подготовка к саммиту АТЭС и зимней Олимпиаде) входят в завершающую стадию. Новых инфраструктурных инвестиций, оформленных в обеспеченные финансированием проекты, на горизонте пока не видно. Возможно, уже нужны не они, а повседневное расширение инфраструктурного строительства местного значения. Например, в Московской области и во многих других регионах накоплен колоссальный спрос на строительство современных транспортных развязок и тоннелей, в частности в узлах пересечения железных и автомобильных дорог. Отсутствие этих элементов инфраструктуры уже фактически блокирует транспортное сообщение между отдельными населенными пунктами. Кроме того, новым вектором развития жилищного строительства, альтернативным долевому инвестированию, могло бы стать строительство арендного жилья в рамках схем частно-государственного партнерства.

Илья Ступин