Амикрон

Зачем Китаю столько цемента?

Китай является мировым лидером по объемам выпуска цемента. Причем не только в суммарном выражении, но и в расчете на душу населения. В России производство в расчете на 1 жителя в 4 раза меньше китайского.
 
 
Табл. Производство цемента по странам в 2005-2012 гг.
Источник: Росстат
Cement_strany1
 
Табл. Производство цемента в расчете на 1 жителя по странам в 2005-2012 гг.

Источник: Расчет Амикрон-консалтинг

Cement_strany2
 
Табл. Производство цемента в расчете на 1 жителя по странам

Данные за 2012 г., по Венгрии – на 2008 г., Франции и Индии – на 2010 г., Узбекистану – на 2011 г.

Cement_strany3

 

При этом уже к 2012 г. объемы производства цемента в России в расчете на 1 жителя достигли среднемирового уровня, в то время как во многих развитых странах данный показатель с 2008 г. заметно сократился.
 
Для нашей цементной отрасли интересен вопрос, возможно ли у нас в стране обеспечить такую же интенсивность потребления как в Китае. 
 
Очень интересное фото-исследование о строительстве в Китае представлено на этом ресурсе, тот же фотоотчет в несколько урезанном виде и с комментариями автора можно посмотреть здесь
 
Цитата  из фотоотчета:
 
«За 2 года Китай произвел больше цемента, чем США за весь XX век.
Согласно официальным данным Государственного Статистического Бюро Китайской Республики, за период с января по декабрь 2014 года, цементная индустрия Китая выпустила цемента в объеме 2 млрд 476 миллионов тонн.

А за два последних года 4 млрд 890 млн тонн (4.9 гигатонн). США же по данным USGS Cement Statistic за период с 1901 по 2000 годы произвели только 4.5 гигатонн цемента. США в последние годы производят около 80 млн тонн цемента в год (в 30 раз меньше Китая), Россия 65 млн тонн.»

Автомагистрали в Китае строятся на цементобетонной основе, огромные объемы цемента потребляются при строительстве других инфраструктурных объектов, строится очень большое количество жилой недвижимости.

Возможно, а главное, нужно ли достижение сходных темпов строительства у нас в стране? Наверное, нет. В России невозможна такая же активность в сфере инфраструктурного строительства в силу более низкой плотности населения — если в Китае она составляет 648 жителей на километр, то в России приходится всего 8,5 жителей на километр, это в 76 раз меньше, чем в Китае. Не говоря уже о том, что обеспечить строительство, а главное, эксплуатацию объектов в наших северных широтах гораздо сложнее и дороже.

Нужно ли обеспечивать столь высокую интенсивность жилой застройки — тоже большой вопрос. На китайском рынке недвижимости имеется явный перекос — построены целые города-призраки, в которых никто не живет. При этом недвижимость в Китае достаточно дорогая, если этот пузырь лопнет, это может крайне негативно сказаться на всей экономике.

В то же время в России есть целые сегменты стройиндустрии, где можно и нужно увеличивать потребление цемента. Прежде всего это касается строительства дорог с бетонным основанием, которые по своим эксплуатационным характеристикам существенно превосходят асфальтобетонные. Правда, в промышленных масштабах такое строительство пока что вряд ли возможно — еще совсем недавно (в 2008 г.) на рынке был дефицит цемента. С тех пор были построены новые цементные заводы, однако пока не наблюдается явного избытка, который можно было бы направить в дорожное строительство.