Амикрон

Щебенка на дороге не валяется

«Эксперт» №34 (767), 29 авг 2011

На рынке важнейшего стройматериала — щебня — происходит молниеносный передел собственности. Предприниматели на местах уступают активы госкомпаниям, иностранцам и приближенным к властям бизнесменам в преддверии начинающейся в России «большой стройки» автодорог

В начале «большой стройки» в мае этого года объявил премьер Владимир Путин на совещании, посвященном повышению эффективности строительства и эксплуатации автомобильных дорог. В речи премьера прозвучало несколько цифр, поразивших воображение предпринимателей: «Чтобы сконцентрировать средства на строительство и содержание дорог, принято решение о создании федерального и регионального дорожных фондов. По нашим расчетам, до 2020 года мы сможем аккумулировать в них более 8 триллионов рублей и направить эти средства на дорожное строительство. Хочу отметить, федеральный дорожный фонд составит примерно 4,5 триллиона рублей, из них 2,7 триллиона — на строительство и реконструкцию дорог, а 1,8 триллиона рублей — на ремонт и содержание. Объем средств региональных дорожных фондов оценивается приблизительно в 3,9 триллиона рублей». Другими словами, премьер сказал, что государство выделяет на строительство, реконструкцию и содержание автодорог астрономическую сумму — 8,4 трлн рублей до 2020 года (примерно 290 млрд долларов, это в три раза больше, чем за последние девять лет). Поняв, что деньги из бюджета будут выделены, предприниматели со всех ног бросились приобретать предприятия по производству важнейшего для строительства автодорог материала — щебня.

Нет проще материала

Может показаться, что щебень — материал незамысловатый и распространенный повсеместно. Казалось бы, чего проще: хочешь строить дорогу — иди рой под боком карьер. В принципе, такой подход отражает суть дела, однако даже в производстве столь простого материала есть важные нюансы, которые сильно влияют и на качество продукции, и на ее стоимость. Главный из них — вид щебня. Он может быть гранитным, гравийным или известняковым. За последние двадцать лет ко многим дачам и деревням прокладывались дороги, покрытые щебенкой. И если дорога была известняковой (беловатого и желтого цвета), то со временем при достаточно интенсивной эксплуатации на ней, скорее всего, появились ямы разной глубины. А если бы дорога была покрыта достаточно толстым слоем гранитного щебня, то этих ямок появилось бы гораздо меньше. Это связано с тем, что известняковый щебень производится из мягких и наименее прочных осадочных пород, образованных в результате выветривания и разрушения различных горных массивов. В свою очередь, наиболее прочный и твердый щебень, гранитный, производится из метаморфических и магматических пород, которые на поверхности встречаются гораздо реже, обычно они скрыты под многометровыми осадочными наслоениями. И лишь иногда выходят на поверхность или подходят близко к ней.

Использование гранитного щебня позволяет создавать автомобильные дороги высокого качества. Он служит материалом, который лежит в основании автострад, его используют при изготовлении высокопрочного бетона, в строительстве фундаментов и крупных зданий. Из-за своих качественных характеристик и меньшей распространенности гранитный щебень ценится выше, в среднем он на 30% дороже известнякового.

В Центральной России гранитный щебень всегда был в дефиците. Как уже упоминалось, для его производства нужно, чтобы горные породы подходили близко к поверхности. А такое место в Центральной России всего одно — Воронежский массив, к которому приурочены известные на весь мир залежи железной руды в районе Курской магнитной аномалии. Находящееся там профильное предприятие «Павловскгранит», крупнейшее в Европе, благодаря своей уникальности всегда было одним из основных поставщиков гранитного щебня на московский рынок, остальное завозилось преимущественно с Северо-Запада — из Карелии и Ленинградской области. Там к поверхности выходят кристаллические породы Балтийского щита, к которому помимо гранитного щебня приурочены месторождения железной руды, бокситов, апатитов, меди, никеля. Кроме Воронежского массива и Балтийского щита гранитный щебень в европейской части России в больших масштабах дают месторождения, приуроченные к Уральским горам.

Неудивительно, что карьеры и щебеночные заводы именно в этих регионах привлекли внимание бизнесменов, пожелавших инвестировать в щебенку.

Сняли сливки

В июле петербургская Группа ЛСР сенатора Андрея Молчанова объявила о приобретении ООО «436 КНИ». Это среднее по мощности предприятие из Ленинградской области, состоящее из двух карьеров и дробильно-сортировочного завода, было куплено за 32 млн долларов. Для рынка щебня это очень большие деньги. И мотив этой покупки — не столько нужда закрыть внутренние потребности ЛСР в стройматериале (их и без того с лихвой покрывают мощности основного нерудного актива группы — ОАО «Гранит-Кузнечное»), сколько желание застолбить лучшие активы в регионе своего присутствия.

Если в покупке ЛСР очевидна синергия в средне- и долгосрочной перспективе, то приход на рынок щебня французской Lafarge больше походит на желание запрыгнуть в уходящий поезд. Крупные и качественные щебеночные активы в России уже давно разобраны строительными холдингами, независимых производителей среди «крупняка» почти не осталось (см. таблицу). В начале лета компания приобрела небольшого производителя известнякового щебня «Сибнеруд» с двумя карьерами в Тульской области, а в конце августа выкупила торговый и производственный блоки крупного производителя гранитного щебня «Карелнеруд». Сумма сделки не разглашается, эксперты рынка дают оценку в 40–60 млн долларов.

Таблица Крупнейшие производители щебня в России untitled

«Карелнеруд» очень интересный актив, выпускающий щебень высокого качества на трех месторождениях, примыкающих к Онежскому озеру. Изюминкой этого бизнеса была выстроенная владельцем компании Вячеславом Смородиным изящная логистическая цепочка. «Карелнеруд» большую часть щебня отгружал не железной дорогой, как принято в этом бизнесе, а баржами по водным путям, в том числе по Волго-Балтийскому. В состав холдинга входили Рыбинское речное пароходство и Рыбинский грузовой порт, а щебень «Карелнеруда» в большом количестве присутствовал на рынке Московского региона. Смородин выстраивал эту схему, конечно же, не изящности ради, а для экономического эффекта, ведь транспортировка объемных, тяжелых и недорогих грузов особенно выгодна по водным путям.

Поэтому кажется удивительным, что Lafarge не приобрела логистический блок «Карелнеруда», а ведь именно там и «зарыта» большая часть затрат в конечной цене продукции — до 40–50%, по данным Ольги Киюциной, гендиректора аналитического агентства «Амикрон-консалтинг». Как рассказал «Эксперту» управляющий ОАО «Гранит-Кузнечное» Василий Кострица, его компания тоже подумывала о покупке «Карелнеруда», однако посчитала такое приобретение нецелесообразным: предприятие находится далеко от основных рынков сбыта, а логистический блок компании к продаже не предлагался. Приобретение этого актива без логистического сопровождения привело бы к неминуемым транспортным трудностям и высоким издержкам. Но, по словам Уве Рота, гендиректора ООО «Лафарж Эй энд Си» (подразделение Lafarge по нерудным материалам и бетону), для компании это не важно: «Логистические операции не являются основным бизнесом компании Lafarge. Мы подписали с компаниями логистического блока “Карелнеруда” долгосрочные контракты на организацию транспортировки готовой продукции». Нет пока у Lafarge и планов выхода на рынок бетона, что также могло бы показаться логичным (см. график 1), если учесть, что цементные заводы в России у нее уже есть.

untitled График 1 Структура потребления щебня в России

Грядет большая распродажа

Самые лучшие щебеночные активы разобраны, но, судя по всему, в течение ближайшего года на продажу будут выставлены два крупнейших и в то же время непростых щебеночных актива.

Первая нерудная компания (ПНК) — «дочка» РЖД, одного из крупнейших потребителей щебня в стране. О ее предполагаемой продаже в начале июня заявил старший вице-президент РЖД Валерий Решетников. РЖД планирует избавиться от этого актива как от непрофильного, скорее всего на аукционе и не меньше чем за 100 млн долларов. Мощности у ПНК вроде бы большие (11 млн кубометров), но не весь этот щебень можно продать на рынке. Здесь необходимо сказать еще об одном нюансе, влияющем на цену щебня, — о его фракционном составе. Приспособленные для нужд РЖД заводы ПНК выпускают преимущественно крупный щебень фракции 25–60 мм, используемый в качестве балластного слоя железнодорожного пути. А для строительства автодорог, для производства бетона и ЖБИ используется щебень фракции 5–20 мм. Он более дорогой и востребованный. Такого щебня ПНК может производить не много, всего 2,5 млн кубометров, поэтому найти желающих купить эту компанию за 100 млн долларов будет не так-то просто.

untitled График 2 Несмотря на кризис, в 2008-2010 гг., цены на щебень оставались стабильными

Второй актив, который может попасть в продажу, уже упоминавшийся «Павловскгранит». Он тоже производит большое количество щебня фракции 25–60 мм, закупаемого в основном РЖД, но все-таки доля такого щебня в производстве меньше, чем у ПНК. «Павловскгранит», имея в своем распоряжении уникальное месторождение гранитного щебня, в последние годы умудрился попасть в сложную финансовую ситуацию. Не так давно, три-четыре года назад, украинские производители щебня вышли на российский рынок и благодаря низким ценам стали поставщиками РЖД в Центральной России, потеснив «Павловскгранит». Компания судорожно пытается переориентироваться на производство щебня более мелких фракций, но для этого ей нужно приобрести несколько довольно дорогих дробильно-сортировочных установок. А собственникам компании, похоже, сейчас не до этого. Сергей Пойманов, один из владельцев «Павловскгранита», перед кризисом взял у Сбербанка кредит в размере около 5 млрд рублей под залог своих акций, чтобы выкупить долю своего партнера Сергея Мамедова. Грянул кризис, объемы производства и потребления щебня в стране упали (см. график 2), выручка и прибыль компании тоже, и Пойманов перестал платить по кредиту. Вскоре его доля в компании перешла в руки «Сбербанк Капитала», который теперь владеет 100% «Павловскгранита». Ясно, что «Сбербанк Капитал» сделал это не в собственных целях, ведь банкиры не любят возиться с производственными активами. Очевидно, «Павловскгранит» скоро будет перепродан какому-то крупному игроку. Среди потенциальных покупателей — Lafarge, Группа ЛСР, Национальная нерудная компания. По рынку также пошли слухи, что приобретателями ПНК и «Павловскгранита» могут стать структуры Аркадия Ротенберга и Геннадия Тимченко, активно вкладывающих деньги в строительный бизнес. Кому как не им можно с уверенностью рассчитывать на лакомые куски при распределении бюджета на строительство автомобильных дорог.

Василий Лебедев